Способы регуляции эмоционального состояния (дыхательная гимнастика) № 1

2 комментария

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни стран­но, не все люди умеют правильно дышать. К сожалению, это рас­пространяется и на учителя, у которого дыхание должно быть более совершенным, чем у кого-либо другого. Не умение пра­вильно дышать способствует быстрому утомлению. Студент дол­жен знать, что плохо поставленный голос, недостаточно отрабо­танные дикция и темп речи плюс поверхностное, неритмичное дыхание — причины ряда профессиональных недугов учителя, а вместе с ними и падения его эмоционального тонуса.

Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному ды­шат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения ды­хания зависят от внутреннего состояния человека, значит, про­извольно упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной са­морегуляции.

Дыхательную гимнастику успешно можно применять в учеб­ном процессе. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например, в начале контрольной работы, коллоквиума, зачета, экзамена, перед публичным выступлением, на студенческой кон­ференции. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-пси­хические последствия конфликта, снять «предстартовое» волне­ние и помочь расслабиться перед сном. Оно является простым, но эффективным средством против бессонницы.

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безбо­лезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания. В учебном процессе этот тип дыхания дает возмож­ность снять сонливость и вялость у студентов, занимающих­ся в первую смену, и «оттянуть» развитие утомления к концу учебного дня. Особенно полезна дыхательная гимнастика для стимуляции учебной деятельности студентов вечернего отде­ления, которые приходят на занятия после утомительного ра­бочего дня. Поэтому целесообразно «вооружить» дыхательной гимнастикой как верным и доступным средством управления эмоциональным состоянием не только студентов, но и пре­подавателей.

Кроме успокаивающего и мобилизирующего существует четыре основных типа дыхания, которые важны при обучении произвольной регуляции дыхания:

*ключичное,

*грудное,

*диафрагмальное и

*полное.

Далее прилагается:

Инструкция к выполнению дыхательных упражнений,

Методика выполнения дыхательных упражнений,

Варианты дыхательных упражнений,

Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом,

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

2 Ответ на “Способы регуляции эмоционального состояния (дыхательная гимнастика) № 1”

  1. Лилия

    Спасибо за содержательный, полезный, удобный материал на Вашем сайте. Очень помогает в работе. Удачи и процветания Вам!!!!

    Ответить

Оставить комментарий