«ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ МИР» программа занятий по развитию познавательной активности у детей младшего школьного возраста

Оставьте комментарий

Сведения об авторе публикации: Абигузина Римма Нургалиевна, педагог-психолог,Северной СОШ Иртышского района Павлодарской области.

Название публикации: «ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ МИР» программа занятий  по развитию познавательной активности у детей младшего школьного возраста

Аннотация к публикации: Предлагаемая программа содержит курс психологических занятий с младшими школьниками, целью которой является развитие познавательной активности учащихся начальной школы. Данный курс может быть включен в школьный компонент учебного плана как факультативные/кружковые занятия один раз в неделю.

рецензия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример программы. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

ЗАНЯТИЕ 1     Тема «Кто Я? Где Я? Как Я?»

Цель: создать положительный настрой в группе, дать возможность почувствовать собственную значимость

Задачи:

  • адаптация детей к новому стилю общения взрослого;
  • снятие эмоциональной напряженности;
  • развитие рефлексивных навыков;
  • развитие воображения

Необходимые материалы:

Детям потребуется тетрадь в клетку (на всем протяжении занятий), цветные карандаши, ножницы, клей;

Психологу потребуется мягкая игрушка — рыбка, карточки с объемно написанными именами всех детей из класса.Содержание занятия Комментарий для психолога
1. Представление психолога

В начале занятия психолог представляет себя; кратко, в доступной форме сообщает детям, что изучает психология (и психологи).

Можно попросить сначала детей высказать свое мнение о занятии психолога.
2. Инсценировка «Приветствие — жест»

Психолог сообщает детям, что каждое занятие по психологии будет начинаться определенным образом — с разминки-приветсвия. Дети приглашаются к доске, где встают в круг.

«Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга. Здороваться мы будем необычным образом: кто-либо один из вас сделает шаг в круг, назовет свое имя и покажет жест-движение, которым он решит с нами начать общение. Задача всех остальных внимательно смотреть и запоминать движение, чтобы потом по сигналу всем вместе повторить приветствие-жест. Ребята, важно придумать свое необычное приветствие, не повторяя жесты других участников».

Психолог следит за тем, чтобы дети аккуратно построились в круг.

Психолог может первым предложить приветствие-жест.

Важно проследить, чтобы все дети приняли участие в общем знакомстве (соблюдая при этом «очередь по желанию» ).

При возникновении существенных заминок у отдельных участников, можно обратиться с просьбой к группе предложить дополнительные варианты.

3. Игра «Люблю — не люблю»

Дети рассаживаются на места. Психолог знакомит ребят с рыбкой — почемучкой, сообщая о ее пристрастии задавать вопросы и узнавать новое.

«Сегодня рыбка-почемучка хочет узнать о том, что вы любите и не очень. Она будет подплывать к одному из вас и называть какое-нибудь занятие, вещь, еду и прочее. Вам надо подумать и ответить «Люблю», если вам это нравится; или ответить «Не люблю», если вам это не нравится».

После опроса учащихся психолог предлагает проверить, точно ли запомнили ребята, что любят или не любят их одноклассники. По желанию дети отвечают, называя имена одноклассников и их отношение к занятиям, предметам, еде и т.д.

В ходе опроса психолог старается неоднократно опросить всех участников, сдерживая  неуважительные комментарии детей по поводу ответов.

Во второй части игры психолог также может попросить поделиться ребят своими «открытиями» — тем, новым, что они узнали о своих одноклассниках.

 

Содержание занятия Комментарий для психолога
4. Самопрезентация «Мое имя»

а) Психолог предлагает участникам группы найти свои имена среди карточек с именами всех их одноклассников.

б) Детям необходимо раскрасить свое объемно написанное имя свои любимыми цветами.

в) Школьники вырезают свои имена по контуру.

г) Имена аккуратно приклеиваются на обложку рабочей тетради.

д) Участники группы представляют свои обложки рабочих тетрадей. В ходе презентации обращается внимание детей на поиск общего в их именах — нравятся одни и те же цвета, одинаковые имена; объединяются те, у кого самые длинные/ короткие имена, или те, у кого в именах много «серединок».

В ходе работы детей психолог имеет возможность запомнить участников группы, постоянно соотнося самих детей и имена, с которыми они работают.

На третьем этапе у ребят могут возникнуть трудности с вырезанием «серединок» — например, таких букв как «А», «Б», «В». Психологу необходимо вовремя обратить внимание на тех ребят, кто нашел эффективные способы решения этой задачи и пригласить детей к сотрудничеству.

5. Домашнее задание

Психолог предлагает детям нарисовать дома флаг своего имени

«Представьте, что ваше имя настолько уникально и независимо, что достойно своего собственного флага. Каким будет этот флаг? Какого цвета ваше имя? Какого размера и формы ваше имя? Возможно, с вашим именем связаны какие-то предметы, которые вы непременно должны будете отразить на флаге. Пофантазируйте на эту тему и нарисуйте флаг вашего имени».

При объявлении задание может вызвать трудности: «Как это флаг имени?» Тогда с детьми будет уместно вспомнить, что такое флаг, где они его видели, обсудить несколько примеров.
6. Релаксация «Улыбка»

Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула.

«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Каждый из вас — радость для другого… Берегите себя и другого берегите… Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!»

Выполнение упражнения может сопровождаться медленной приятной музыкой.

 

Оставить комментарий