Начинающим педагогам-психологам

4 комментария

Начинать всегда трудно… А особенно если ты психолог в школе))) Вот и когда пришел вопрос о том с чего начать, я долго думала, как подготовить материал, чтобы был доступен, понятен и универсален в применении.Так как мы все прекрасно понимаем и знаем, что для психологов РК нет практически никаких документов регламентирующих нашу деятельность, каждая область и район делают это самостоятельно (как говориться, на что «горазды» методисты).

Хочу сразу сделать оговорку то, что будет изложено ниже это сугубо мое мнение и вы вполне можете быть с ним не согласны или иметь не много другое мнение и поделиться им в комментариях.

Вот такие вопросы задает начинающий психолог .

Не знаю с чего начинать работу. Как должен выглядеть план? Какие должны быть мои действия?

Организация деятельности — это система из которой вытекает одно направление из другого, т.е. первична всегда диагностика, затем по результатам следует коррекционно-развивающая деятельность, профилактика и просвещения является текущей работой, в зависимости от того какая какую цель ставит педагог-психолог или администрация школы. Бывает так, что ежегодно (или на несколько лет) школа ставит какие-либо цели развития и воспитания и педагог-психолог в зависимости от этой цели состовляет свой план работы на год (работа педагога-психолога, не должна идти сама собой, ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть тандем учебного-воспитательного процесса и деятельности психологической службы). Конечно же нельзя забывать о текущей ежегодной работе (психологический мониторинг).

И так…

  1. Нормативная документация (база) — основа, которая должна регламентировать деятельность педагога-психолога, так сказать правовая база, защищающая и указывающая на обязанности. Увы далеко не совершенная, т.к ее практически нет (((
  2. Организационно-методическая документация — это журналы учета видов деятельности, различные формы учета, протокола, этический кодекс (документация не имеющая правовой силы и не имеющая регистрации (печати и подписи) в министерстве образования, местном отделе образования и т.д.

План работы также относиться относиться к организационно-методической документации, так как является внутренним документом школы. План составляется согласно цели на текущий год педагога-психолога и общешкольной.

Далее в план вносятся последовательно мероприятия  всех направлений (диагностика, коррекция и развитие, профилактика, просвещение) в совокупности представляя собой единую систему.

Специально для Натальи (по работе с пятиклассникам) :

Пятиклассники-это прежде всего период адаптации. Отсюда выходит и вся работа, т.е. какие кризисы и стрессы испытывают в этот период учащиеся? Это тревожность, низкая мотивация, заниженная самооценка, социальное место в классе, взаимоотношения с классом и учителями и еще очень многие факторы риска. Задача педагога-психолога провести профилактику этих рисков, сделать первичную диагностику и если выявятся группы риска уже производить коррекцию и развитие. Затем следует контрольная диагностика, для того чтобы убедиться, что риска больше нет или он уже не в зоне опасности и есть позитивная динамика.

Для организации деятельности отличная книга М.Р. Битяновой «Организация психологической работы в школе». Поможет составить свою систему работы.

И еще один полезный материал, который в свое время мне очень помог автор российский Наталья Нижегородцева , но основа доступна и адаптивна для РК.

P.S. Коллеги какие у вас были трудности и как вы с ними справились? Что можете посоветовать начинающим педагогам-психологам…

4 Ответ на “Начинающим педагогам-психологам”

  1. Наталья

    Ксения, огромнейшее спасибо за помощь. Чмок.)))))

    Ответить
  2. Елена

    Ксения, вы молодец что создали такой сайт. Ваши рекомендации помогают начинающим

    Ответить
  3. Римма

    Ксения, огромное спасибо, Ваш сайт — спасение для многих, Вы отличный практик, у Вас есть чему поучиться, спасибо Вам за это!

    Ответить
  4. Жанна

    Спасибо вам большое, за помощь в работе!

    Ответить

Оставить комментарий