Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич (обработка результатов)

1 комментарий

Не редко проводя какое-либо диагностическое исследование, сталкиваешься с такой проблемой как интерпретация (обработка) результатов. Хотя на первый взгляд всё ясно и понятно, но как это привести всё протокольный вариант- возникает БОЛЬШОЙ ВОПРОС!!!

Вот и на моем сайте появился такой вопрос…

(между прочим уже второй, первый был к методике выявления уровня социальной зрелости выпускников Т. Н. Кожевникова, Т. А. Сундукова, Н. А. Стумбрис., который к сожалению остался без ответа — видимо действительно данная методика поставила всех в ступор и никто с ней не смог справиться)

А вопрос касается обработки следующей методики — Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич (данная методика предложена в Мануале, как необходимая для проведения психологического мониторинга). В инструкции все как бы ясно написано, но взявшись приводить это в протокол возникает много затруднений (особенно то, что касается группировки ценностей).

«Заглянув», что же предлагает интернет, увидела, что есть различные инструкции к интерпретации результатов. Вот одна из них…

Интерпретация результатов теста

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить не сформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Достоинства и недостатки методики
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Кстати, о достоинствах, здесь указано удобство обработки результатов… Может быть я одна столкнулась с этой трудностью, хотя нет нас же двое (еще плюс подписчик, оставивший этот вопрос).

Предлагаю свой вариант обработки (образец протокола), думаю, что должно быть инстинктивно понятно, но если возникнут вопросы пишите…

Возможно кто-то, захочет поделиться своим вариантом (это только приветствуется)

 

Один ответ на “Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич (обработка результатов)”

  1. Гульмира САтыбаевна

    Отличный материал. Спасибо за помощь.

    Ответить

Оставить комментарий