Адаптация первоклассников

2 комментария

85603291_6f29098c58f8

Проблема подготовки обучающихся к жизни в новом социально-экономическом  и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами.

Возраст от 5 до 10 лет считается, с этой точки зрения, критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение – либо малым, либо чрезмерным.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом и с другими взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и многое другое.

Адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.

В нашем понимании адаптация – это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на освоение социальных норм и ценностей.

Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребенка в школе. Каким бы опытом работы и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. Того же требует от учителя время. Школа живет ожиданием новых стандартов в образовании. Главной задачей образовательного учреждения становится не вооружение школьника определенным набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Объем информации, необходимой для жизни, стремительно увеличивается, поэтому невозможно за период обучения снабдить учащегося знаниями на всю жизнь. Совершенно очевидно, что человеку придется непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию. Школа должна подготовить ученика к будущей жизни, сделать его членом общества. Много внимания следует уделять таким формам обучения, где востребованы активность и инициатива ребенка, где поощряются поиск и творчество.

Адаптация ребенка к школе может успешно реализовываться при учете ряда условий психологической поддержки.

Это:

— развертывание преемственной связи начала обучения с решением жизненных и теоретических (мировоззренческих) проблем, волнующих вчерашнего дошкольника;

— сохранение имеющего место в дошкольный период интереса к индивидуальным суждениям каждого ребенка;

— обеспечение активного личностного диалога всех участников образовательного процесса (сам ученик, педагоги, одноклассники);

— декларирование права на ошибку как естественного и закономерного условия совершенствования человека.

2 Ответ на “Адаптация первоклассников”

  1. Сания

    Здравствуйте, подскажите какие методики провести с первоклашками на определение уровня диагностики ? и нужно ли еще что либо диагностировать в 1 классе? спасибо

    Ответить

Оставить комментарий