Урок самопознания. СИЛА МЫСЛИ И СЛОВА. 9 класс

Оставьте комментарий

Сведения об авторе публикации: Ольга Реснянских. Высшее психологическое образование, учитель самопознания 5 лет, общий стаж 12 лет, категория как психолога 1, как учителя самопознания 2. КГУ «Средняя школа имени Х. Бижанова с дмц» Алматинская область, Енбекшиказахский район, село Шелек.

Название публикации: Урок самопознания. СИЛА МЫСЛИ И СЛОВА. 9 класс

Аннотация к публикации: Данный урок был приурочен к декаде «Самопознания: Педагогика Любви и Творчества».
Приняли участие учащиеся 9 класса ЗПР.  В работе содержится конспект занятия и презентация.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Цель: развитие у учащихся умения мыслить позитивно, ведущего к созидательной деятельности.

Задачи:

*​ расширить представления о понятиях «мысль», «слово», «позитивное мышление»;

*​ развитие умений позитивно мыслить и жить вдохновенно;

*​ воспитание чувства ответственности за свои мысли, слова и действия.

1. Круг радости

Стихотворение Р.Киплинга можно предложить прочитать по строфам нескольким ученикам:

Редьярд Киплинг

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам себе наперекор вселенной,

А маловерным отпусти их грех.

Пробьет твой час. Ты жди, не уставая.

Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.

Умей прощать, но не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтаний,

И мыслить, мысли не обожествив.

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Умей молчать, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб обмануть глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен воссоздать ее с основ.

2. Постановка цели урока. Найти взаимосвязь между мыслью, словом и поступком.

1. Как зависят наши поступки от мыслей?

2. какова связь между мыслями и словами?

3. Могут ли наши мысли повлиять на нашу жизнь?

3. Задание

Перед началом знакомства с текстом учитель обращает внимание на то, что эссе написано учеником. Свое сочинение он называет «Его величество Слово».

Прочитайте эссе ученика. Что такое слово с вашей точки зрения?

Его величество Слово

Мы живем в эпоху открытий или, правильнее, пере​открытий. Мы достаем из сундучка сокровенных знаний то, что было открыто много лет назад нашими предками.

Вы когда-нибудь задумывались, откуда ведут происхождение вообще все науки?

Ученые ответили на этот вопрос: из древней науки, которая зародилась в египетских храмах. Носителями этих сокровенных знаний были египетские жрецы. Когда-то эти знания были переданы в Грецию, а из Греции — в Рим и далее.

Как называлась эта наука наук, этот фундамент, на котором выросла вся наша цивилизация? Она называласьнаукой Священного Глагола. И в глубине веков в основе всех человеческих знаний стояло учение о слове.

Что же такое слово?

Лингвист скажет, что слово — это единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.

Физиолог скажет, что слово — это звуковая волна, воздействующая на определенный участок коры головного мозга.

Психолог скажет — это элемент «второй сигнальной системы». Повторяясь многократно, оно переходит в первую систему и начинает влиять на работу внутренних органов, в том числе и гормональной системы.

Есть и еще одно объяснение — эзотерическое, где утверждается, что слово — это энергетический фантом, оболочка, в которой бьется живая мысль.

Давайте вслушаемся в слова старинного заговора: «Что сказано — то сбудется, сбудется — не забудется…»

Слово — это не простое сочетание звуков. Слово — это огромная сила. О ней хорошо знали наши предки, но мы, к сожалению, об этом забываем…

Заслушивая ответы учеников на поставленный к заданию вопрос, учитель может сформулировать коллективное определение слова на доске, например:

Слово — это самовыражение человека, отражение его внутренних переживаний, сомнений, открытий, проявление его воли, согласия или несогласия с чем-либо. Слово — это показатель существования человека, его заявка о себе.

Просмотр фильма «Сила слова»

4. Чтение.

После составления творческого определения слова можно обратиться к учебной информации (переход от слова к мысли):

Свои мысли человек выражает словами. Речь, соткан​ная из слов, многое может рассказать об образовании человека, его культуре и убеждениях, отношении к различным предметам и явлениям. Значит, речь -визитная карточка личности, поэтому важно следить за тем, что и как говоришь.

Мысли человека отражают процесс его внутреннего развития. На ход мыслей влияют книги, искусство, общение с другими людьми — все, что составляет процесс познания. Задуманное человеком выражается в его словах и поступках.

Важно подчеркнуть, что о серьезном отношении к своим мыслям всегда говорили и древние мудрецы, например, китайский философ Лао-цзы:

Будьте внимательнее к своим мыслям, они начало поступков.

Оставить комментарий