Поурочный план — Путь познания

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 6 класса на тему «Путь познания».

Цель урока: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Задачи урока:
– раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;
– развитие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;
– воспитание трудолюбия и целеустремленности.

 

Пример урока 1.  Полный поурочный план можно скачать внизу статьи.

Круг радостиУчитель начинает урок с чтения четверостишья М. Шафи, готовя учащихся к восприятию темы урока.

Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени,

Ты в собственное сердце загляни.

А если сам себя познать захочешь,

Смотри, собой себя не заслони.

Мирза Шафи

После чтения обращается внимание на то, что познание мира – процесс, который проходит не только через разум, но и сердце человека. Чувства человека – самое верное мерило всех ценностей. Однако поэт предупреждает об опасности занять эгоистическую позицию и утратить истинную цель познания. Какой же выбрать путь? Об этом пойдёт разговор на уроке.

Чтение

Обращаясь к чтению статьи А. Лосева, следует предложить учащимся выделить ключевые слова и словосочетания, важные мысли, которые определяют сущность процесса познания, например, такие, как «радость познания», «потребность учиться», «знающая любовь», «любящее знание» и т. д. Это задание поможет ответить на предложенные после статьи вопросы.

 Сначала стань учеником

По Алексею Лосеву

Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию, когда он постигает мысль и наслаждается своей способностью сравнивать, разделять, отождествлять…

Радость познания возбуждает в юноше потребность учиться. Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает с годами, но еще больше распаляется. И в этом смысле я солидарен с древнегреческим мудрецом Солоном, восклицавшим: «Старею, всегда учась».

То, что всем надо учиться, – общеизвестно; спорить тут не о чем. Но что значит учиться – в этом мало кто отдает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большею частью пользуется общепринятыми выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну, конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого – это опасный человек.

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, это плохой ученик.

Когда преподаватель что-нибудь хорошо рассказал или писатель нечто хорошо изобразил, то у слушателя или читателя возникает чувство светлого удовлетворения. Оно подталкивает его к активной жизни, будит в нем стремление к высокому, новому, человечному. В таких случаях обнаруживается еще какая-нибудь скрытая тайна и хочется самостоятельно ее разрешить.

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто свое личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют. Геометрия, если я ее изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука. Любить – значит стремиться к порождению. Если я полюбил какую-то истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину. Знающая любовь и любящее знание всегда хоть чуть-чуть, но обязательно несут в себе стремление к небывалому.

Да, знать и любить – это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. Бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовится к подвигу жизни.

Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда – при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоз­зренческого тезиса, – это плохой человек.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека – это альфа и омега всякого познания.

Надо учиться, чтобы быть!

  1. Почему автор ставит рядом слова «любить» и «знать»?
  2. Что является целью любого познания?

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целее­сообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающих сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.

При обсуждении ответов на вопросы важно привести учащихся к мысли о том, что процесс познания – неотъемлемая, интереснейшая часть жизни человека, боле того: без познания жизнь теряет смысл. Целью любого познания является обретение человеком счастья бытия.

Пример урока 2.  Полный поурочный план можно скачать внизу статьи.

Круг радостиУчитель приглашает всех в круг и читает стихотворение Л. Татьяничевой.

* * *

Люди идут из бора,

Тащат корзины тяжёлые

С брусникой последнего сбора,

С груздями белоголовыми,

С кедровыми спелыми шишками,

С целебными корешками…

А этот чудной мальчишка

С пустыми идёт руками.

С одной вересковою веткой…

Иные ворчат:

– Небожитель! –

Постойте,

А так ли это?

Мальчишку ругать подождите!

Быть может, унёс он из бора

Чувство большого накала,

Звуки и краски,

Которых

Людям недоставало?!

Это стихотворение, дав положительный настрой на урок, готовит учащихся к восприятию новой учебной информации. В стихотворении создан образ мальчишки, держащего вересковую ветку. Эта деталь помогает читателю увидеть, что общение мальчика с лесом наполнило его новым чувством, чувством прекрасного, которое так важно на пути познания. Более того, человек делает открытия даже тогда, когда не ставит своей целью познавать. Значит, открытия подстерегают человека повсюду, важно только быть готовым к ним.

Проверка домашнего задания

Результаты домашнего задания можно проверить в двух вариантах: либо предоставить учащимся по желанию выступить и провести обсуждение в рамках заявленных вопросов; либо собрать работы учащихся, проанализировать, сгруппировать ответы на вопросы и составить общую картину, что даст представление о коллективном портрете класса, а затем ознакомить всех с этими результатами. Для этого можно приготовить минипрезентацию общих итогов, которая будет не только интересна, но и будет предмето дискуссии учащихся как связующее звено двух уроков.

Учебная информация

Учитель предлагает учащимся прочитать информацию под рубрикой «Узнаём новое» и ответить на вопрос: почему жизнь человека интересна и увлекательна именно тогда, когда он постоянно стремится учиться не только во благо себя, но и других?

Оставить комментарий