Поурочный план—Жизнь во имя любви

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 7 класса на тему «Жизнь во имя любви». Урок 31-32.

Цель: расширить и углубить ценностные представ­ления учащихся о любви через раскрытие значения понятий «жизнь», «смысл жизни».

Задачи:

1. расширение представлений о ценности любви в жизни человека;
2. развитие ценностных ориентации, помогающих обрести смысл жизни;
3. воспитание стремления воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает встать в круг, затем читает стихотворение Николая Рачкова. Ком­ментируя его текст, учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как вы думаете, кому мы нужны?». Размышления и ответы учеников, находящихся в кругу, составят общее представление о понимании каждым ценности человека, а также своей роли в жизни родных, близких и т.д.

Н. Рачков

Сумей преодолеть преграды,

и боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

за свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

всегда — как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

не по расчету.

Пригодись хотя бы маленькой синичке –

пусти ее из клетки ввысь.

Беседа

Объявляя тему урока, учитель предлагает ученикам подумать над вопросами, изложенными в рубрике учеб­ника «Беседуем»:

  1. Что значит жизнь во имя любви?

  2. В чем смысл любви как ценности?

  3. На что важно ориентироваться человеку в своей жизни?

  4. В чем истинная ценность жизни?

Цель беседы — не только актуализация опорных знаний учащихся о ключевых понятиях урока, но и подготовка их к размышлениям о смысле жизни, о значимости любви. Вопросы, кажущиеся на первый взгляд сложными, несомненно, волнуют учащихся. Возможно, не все заду­мывались над этими вопросами именно в такой постановке, но проявление любви в реальной жизни волнует каждого. Обращаясь к своему жизненному опыту, накопленным знаниям, учащиеся с интересом будут искать ответы на поставленные вопросы. В связи с этим учителю важно направлять ход рассуждений учащихся.

Цитата урока

Результаты рассуждений, первоначальные выводы, сделанные в ходе беседы о ценности любви в жизни, позволят учащимся понять смысл изречения В. Франкла, представленного в учебнике в качестве цитаты урока:

Ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить.

Чтение

Абстрактный умозрительный характер текста притчи «Семь тайн жизни» из рубрики учебника «Читаем» призван содействовать расширению представлений о ценности любви как высшего смысла жизни человека. Вопросы к тексту ориентируют учащихся на выражение своей собственной позиции, отношения к рассматриваемым понятиям.

СЕМЬ ТАЙН ЖИЗНИ

Притча

Племя людей, называвшее себя Дети Солнца, владело бескрайними лесами, полями и лугами. Долгое время трудолюбивые люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые реки, застыли мутные воды, там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь. Везде, где когда-то царила красота природы, стало голо и уныло. Тогда Старейший созвал племя. «Беда пришла оттого, — сказал он — что мы забыли семь древних секретов жизни. Нам нужны смелые и благородные юноши и девушки, которые найдут разгадки тайн жизни и помогут нам выжить».

И вышли вперед юноши и девушки, всей душой захотевшие помочь родному племени. Старейший отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, а птицы радовали слух своим пением.

Он показал им лодку. «Вы отправитесь в этой лодке вниз по реке, — сказал Старейший юношам и девушкам, — и по пути познаете семь тайн жизни и то, как эти тайны связаны между собой шестью основами жизни. Это знание должно помочь вам вернуть красоту и гармонию природы. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро, то в будущее, то в прошлое в поисках истины».

Каждому из отправлявшихся в путь Старейший дал по кожаному мешочку, в котором было по шесть разно­цветных бусинок, по семь белых бусинок и по крепкой нити. «На вашем пути, — сказал Старейший, — вы семь раз пройдете испытания и семь раз познаете озарение. Семь раз — по числу белых бусинок. Внимательно следите за тем, что случится с вами, потому что эти испытания помо­гут вам понять, каким образом шесть основ жизни — свет и воздух, вода и земля, растения и животные — связаны воедино и составляют одно целое. Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, нанизывайте на крепкую нить белую бусинку, и тайна раскроется вам. Помните, что цветные бусинки должны быть между белыми. Белые бусинки соединят между собой цветные, как семь тайн связывают воедино всю жизнь».

Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направившись вниз по реке. Вскоре они решили, что готовы к своему первому испытанию, и нанизали первую белую бусинку. Река сделала неожиданный поворот, и путешественников ослепил яркий свет, сиявший повсюду. Все живое, что окружало их, светилось изнутри. Казалось, внутри каждого существа сияло свое маленькое Солнце. И это Солнце было источником их жизни. Плывущие в лодке видели кролика, жующего траву. Солнце травы соединялось с Солнцем кролика, и сияние ста­новилось сильнее. Неожиданно на кролика, стремительно, как камень с небес, пал орел. И когда орел терзал кролика, путешественники заметили, как Солнце кролика соединялось с Солнцем орла, и сияние становилось сильнее. Плывущие в лодке познали первое озарение, первую тайну жизни: тепло и энергия Солнца есть в каждом живом существе, эта энергия пронизывает все живое на Земле.Путешественники поняли, что энергия Солнца передается от растений к мелким животным, а от мелких животных — к крупным. И нанизали путешественники желтую бусинку — символ Солнца, детьми которого они были.

Вскоре пришло время второй белой бусинки. Как только она была нанизана на крепкую нить, все животные и растения стали прозрачными. И плывущие в лодке смогли увидеть, что все они пронизаны потоками воды. Капли воды неслись в круговороте с неба в реки, в океаны, а потом назад, в небо, становясь облаками. Непрерывное движение воды соединяло небо и землю, живое и неживое и поддерживало жизнь. Путешественники поняли значение увиденного: чистая вода необходима всем живущим. Непрерывному движению воды обязаны мы своим существованием. И плывущие в лодке нанизали синюю бусинку — символ животворящих вод.

Юноши и девушки продолжали плыть вниз по реке, и, когда они добавили третью белую бусинку к предыдущим, все окружающее их стало меняться очень быстро. Стреми­тельно проносились мимо берега, жара сменяла холод, влаж­ные болота — сухие пустыни, цветущие луга — голые скалы, одни виды животных — другие. Путешественники познали третий секрет жизни: разнообразие условий жизни поддерживает богатое разнообразие растений и живот­ных. Люди нанизали коричневую бусинку, символизирую­щую землю, дающую жизнь бесчисленным своим детям.

Как только плывущие в лодке нанизали четвертую белую бусинку, они увидели на берегу необычно быстро растущее дерево. Путешественники стали наблюдать за происходящим. Время летело так быстро, что дерево выросло и состарилось на глазах, умерло, распалось и слилось с землей. А затем на том месте появилась свежая ниточка новой жизни. И вот уже на месте прежнего дерева высилось новое, цветущее и могучее. Благодаря дереву путешественники познали четвертую тайну жизни: смерть старого дает жизнь новому. Жизнь и смерть связаны в едином круговороте. Плывущие в лодке нанизали зеленую бусинку, символ растений и вечной смены жизни на Земле.

После пятой белой бусинки река превратилась в огромное озеро с многочисленными островками. На каждом из них было только по одному чахлому растению и больному животному. В центре озера находился остров, на котором прекрасно уживались друг с другом разные растения и животные. Люди поняли, что это и есть разгадка пятой истины: все в жизни взаимозависимо. И плывущие в лодке нанизали голубую бусинку — символ воздуха, чтобы лучше запомнить, что все связано со всем.

Не найдя другого выхода из озера, кроме реки, по которой они приплыли, путешественники повернули назад и стали грести против течения. Они нанизали шестую белую бусинку и заметили, что, хотя и плывут мимо тех же берегов, все вокруг изменилось. Там, где громоздились огромные валуны, возникла отмель. Луг, на котором, казалось, недавно орел терзал кролика, превратился в непроходимый лес. И вскоре им открылась шестая тайна жизни: все в природе меняется, ничто не остается неизменным. Последняя бусинка была красной — символ быстро меняющегося мира.

Плывущие в лодке продолжали грести вверх по реке пока, наконец, не увидели ожидавшего их Старейшего. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Путешественники вышли на берег и поведали о своих приключениях. Потом они спросили: «Как же быть с седьмой белой бусинкой? Есть ли еще тайна, неизвестная нам?» «Да, нанижите седьмую бусинку и начните последний урок», — ответил Старейший.

И он объявил состязания между людьми и животными, окружавшими его. Самые быстрые из юношей и девушек пытались перегнать оленя; самые сильные — побороть медведя; самые лучшие пловцы состязались с выдрой; самые ловкие пытались поймать белку, скакавшую по деревьям. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, — сказали они Старейшему, -каждое из животных обладает даром, дающим ему преимущество перед человеком».

Тогда Старейший ответил им: «Вы правы. Но и у вас есть свой дар. У вас есть способность осознать тайны жизни и обратить свои знания на пользу людям. Человек отличается от животных способностью изменять природную среду. От него зависит, изменится ли окружающаяся среда к лучшему или к худшему. Поэтому человек в ответе за все живое на Земле. Наденьте и носите ожерелье как напоминание о семи испытаниях и семи тайнах жизни. Но главное испытание еще впереди: настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие земли, чистоту воздуха и вод, разнообразие растений и животных. Племя должно понять, что либо оно будет жить в мире и гармонии с Землей, либо ему не жить вообще».

Перебирая бусинки на своих ожерельях, молодые люди стали размышлять над сказанным, затем один из них сказал: «Мы всегда будем помнить о семи тайнах жизни и шести ее основах. Но самое главное, что мы поняли, -они нанизаны на крепкую нить под названием любовь, ибо только она в состоянии держать воедино заветные тайны и основы жизни». Старейший улыбнулся им и ответил: «Вы разгадали самую главную тайну человека — нести ответственность за жизнь во имя любви».

  1. В чем смысл притчи?

  2. Какие семь тайн и шесть основ жизни познали люди?

  3. Почему человек несет ответственность за все живое?

  1. Что такое ответственность во имя любви?

  2. Как вы сами ощущаете свою ответственность за мир?

 

Оставить комментарий