Поурочный план—Я и мир вокруг

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 6 класса на тему «Я и мир вокруг». Урок 17-18.

Цель: углублять представление о взаимосвязи человека и окружающего мира.

Задачи:

1. расширение знаний о понятии «окружающий мир»;

2. развитие умения выражать свое отношение к окружаю​щему миру;

3. воспитание позитивного отношения к окружающему миру.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Урок начинается с Круга радости. Стихотворение В. Рождественского читает учитель, вводя учащихся в тему урока.

Всеволод Рождественский

Когда ещё за школьной партой

Взгляд открывал я от страниц,

Мне мир казался пёстрой картой,

Ожившей картой без границ.

В воображении вставали

Земель далёких чудеса,

И к ним в синеющие дали

Шёл бриг, поднявший паруса.

Дышал я в пальмах вечным маем

На океанских островах,

Жил в лёгкой хижине с Маклаем,

Бродил с Арсеньевым в горах,

В песках и чащах шёл упрямо

В озёрах, где рождался Нил,

В полярных льдах на мостик «Фрама»

С отважным Нансеном входил.

Но что чудес искать далёко?

Они вот здесь, живут сейчас,

Где мир, раскинутый широко,

Построен нами – и для нас.

Комментарии учителем данного стихотворения могут быть направлены на осознание учащимися многообразия и красочности мира, на осмысление того, что человек является частью этого мира.

Внимание учащихся акцентируется на следующих строчках: «Но что чудес искать далеко? Они вот здесь живут сейчас». Именно эти стихотворные строки должны подвести учащихся к мысли о том, что мир вокруг нас также прекрасен и полон чудес и заслуживает такого же восхищения, как в далеких странах. Учитель обращается к учащимся с вопросом: что восхищает вас в окружающем мире? и предлагает войти в круг. Каждый учащийся входит в круг со словами «Мир вокруг восхищает меня …».

Введение в тему урока осуществляется также в ходе беседы, организованной на основе вопросов, представленных в учебнике:

Что вы вкладываете в понятие «мир»?

Какие ассоциации (чувства) вызывает у вас словосочетание «мир вокруг»?

Что вы вкладываете в понятие «мой мир»?

Каким образом человек связан с миром вокруг?

Как вы понимаете утверждение: всё в мире связано друг с другом?

Меняется ли ваше отношение к миру в зависимости от накопленных знаний о нем?

Ответы на вопросы помогут учителю проверить уровень знаний учащихся об окружающем мире, их понимания смысла этого словосочетания.

Беседа

Первые два вопроса ориентированы на выявление знаний учащихся об окружающем мире, уровне их понимании значения понятия «мир» и дают возможность систематизировать представления о «мире вокруг».

Актуализированные знания учащихся о мире вокруг следует связать с понятиями «мой мир», «Я в мире». С этой целью учащимся задаются следующие два вопроса (3,4). Для раскрытия взаимосвязи мира и человека учитель может задать учащимся дополнительные вопросы, не предусмотренные в учебнике. Обсуждение этих вопросов позволит учащимся сделать заключение о том, что человек, являясь частью мира, находится с ним во взаимосвязи, которая может иметь как положительные, так и отрицательные последствия и для мира, и для человека.

Акцентируя внимание учащихся на значимости позитивного характера мыслей и действий человека не только для него, но и для всего окружающего мира, следует перейти к обсуждению следующего вопроса: «Как вы понимаете утверждение: всё в мире связано друг с другом?». Обсуждение последнего шестого вопроса позволит учителю выявить отношение учащихся к миру. Обобщая различные точки зрения, учитель подводит к мысли о том, что знания каждого о мире с каждым годом углубляются, представления расширяются. Учащиеся должны осознать, что предмет самопознание позволяет познать мир вокруг через призму познания себя, своего места в этом мире.

Творческая деятельность

После беседы, когда учащиеся полностью погрузились в тему урока, предлагается творческое задание.

Задание выполняется в тетради. Учащимся предстоит изобразить окружающий мир в виде цветовых пятен. Это дает возможность каждому проанализировать свое внутреннее сос​тояние, выразить свое отношение к окружающему. Учителю реко​мендуется организовать выставку работ учащихся и дать возможность высказаться о замысле цветовой композиции всем желающим.

Оставить комментарий