Поурочный план—Волшебная сила добра

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 8 класса на тему «Волшебная сила добра». Урок 23-24.

Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

1. раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;
2. развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;
3. воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимате­льного отношения к людям.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель предлагает учащимся послушать стихотворение Рудаки. Его можно рассматривать как попытку автора открыть емкую образную формулу жизни, осмыслить которую предстоит на уроке. Комментарии как учащихся, так и учителя позволят понять смысл предстоящего урока и настроиться на интересную, увлека­тельную деятельность в ходе него.

Рудаки

Без зла смотри на мирозданье, А взглядом разума, добра, любви. Жизнь — это море из благих деяний. Построй корабль и по волнам плыви.

Чтение

Письмо Д.Лихачева из книги «Письма о добром» обращено к юношеству, в нем разъясняется сущность добра, значение этой ценности в жизни человека.

САМОЕ БОЛЬШОЕ

Письмо третье (В сокращении)

Дмитрий Лихачев

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но крути на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

1.Согласны ли с мнением автора о том, что самая большая цель жизни связана с творением добра?

2. Как вы думаете, где истоки добра?

3. На ваш взгляд, в чем суть творения добра?

Эти и другие вопросы, составленные учителем, помогут уча­щимся установить взаимосвязь между такими ценностями, как «добро», «мудрость» и «любовь», расширяя представления о них.

Беседа

Обсуждение вопросов к тексту поможет логически перейти к вопросам беседы, представленным в рубрике «Беседуем»:

1.Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?

2.Как и в чем проявляется волшебная сила добра?

3.Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.

4.Перечислите явления повседневной жизни, которые ассоциируются у вас с понятием «добро».

5.Делаете ли вы добро? В чем это проявилось?

Вопросы 1,2 непосредственно связаны с ключевыми идеями темы урока. В ходе рассуждения учащиеся раскрывают для себя созидательную силу добра, новой грани любви как источника добра. Вопросы 3-5 обращены к жизненному опыту учащихся. Переходя от абстрактных рассуждений о добре, учащиеся «заглядывают» в свою жизнь, задумываются о тех или иных поступках, проводят мысленный анализ пройденного жизненного пути.

Оставить комментарий