Поурочный план—Учимся слышать музыку природы

1 комментарий

Поурочный план по самопознанию для 5 класса на тему «Учимся слышать музыку природы». Урок 29-30

Цель: дать представление о музыке природы через раскрытие звуковых образов окружающего мира.

Задачи:

1. раскрытие красоты природы через звуковые образы;

2. развитие умения слушать и слышать «музыку» природы;

3. воспитание ценностного отношения к природе.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель предлагает начать урок с песни «Вы слыхали, как поют дрозды?» на слова С. Острового, музыку В.Шаинского.

Вы слыхали, как поют дрозды?

Нет, не те дрозды, не полевые,

А дрозды, волшебники дрозды,

Певчие избранники земные.

Вот они расселись по лесам,

Зазвучали до самозабвенья.

Узнаю я их по голосам,

Звонких повелителей мгновенья.

Звуки вырастают, как цветы.

Грустные, веселые — любые,

То горячие до красноты,

То холодновато-голубые.

Достают до утренней звезды.

Радугами падают на травы.

Шапки прочь! В лесу поют дрозды,

Для души поют, а не для славы.

Чтение

Урок целесообразно начать с чтения рассказа «Музыка природы» В. Толстых. Цель чтения — погрузить учащихся в состояние, когда воображение и фантазия помогают им «ощутить», «услышать» звуки и музыку природы. Содержание рассказа, выразительное чтение учителем текста способствует погружению детей в мир музыки природы, зарождает в глубине их души первичное представление о ней. Учителю важно «заразить» учащихся желанием слушать музыку природы. Вероятнее всего, за исключением отдельных детей, обладающих природным даром, основная часть учащихся только начинает постигать значение умения слушать музыку природы.

МУЗЫКА ПРИРОДЫ

В. Толстых

Любовь к природе начинается с понимания, с умения общаться с нею, умения слушать и видеть ее.

Шум морского прибоя, мелодичный шорох волн, звонкая тишина полей, снежно-холодное молчание гор, нежные трели степного жаворонка и стрекотание кузнечика — все это музыка природы. *

Завораживающие, манящие, умиротворяющие звуки природы заставляют задуматься о сокровенном, почувствовать дыхание ветра, аромат цветущих лугов, прикосновение прохлады быстрого ручья, услышать радостно-деловитое пение птиц, жужжание стрекоз, ровный шум растревоженных порывом ветра крон величественных деревьев.

Гармония звуков проникает в самые дальние уголки человеческой души, наполняя ее поистине неземным покоем…

Даже закрыв глаза и слушая звуки природы, можно почувствовать, как первые лучи солнца скользят по хрустальной глади равнинной воды. Воздух над ней чист и прозрачен. Другая картина разворачивается, если человек услышит шум горной воды. Она несется с вершин, сметая на пути все, что ей попадется, стачивая вековые камни, мешаясь со снегом и мелкими камнями. Щекочущий слух шум ее бега помогает почувствовать радость от прикосновения к природе…

Наедине с собой

Для развития ощущений и чувств после чтения можно использовать методический прием «Наедине с собой».

С этой целью учитель может под аудиозапись звуков природы (звуки моря, пение птиц, шум водопада, шум дождя и т.д.) или любого музыкального произведения, посвященного природе, обратиться к учащимся со следующими словами:

— Закройте глаза. Прислушайтесь к звукам природы. Представьте, что вы слышите шум морского прибоя, мелодичный шорох волн, звонкую тишину полей, снежнохолодное молчание гор, нежные грели степного жаворонка и стрекотание кузнечика все это музыка природы.

Гармония звуков проникает в самые дальние уголки вашей души, наполняя ее поистине неземным покоем…

Слушая звуки природы, почувствуйте, как первые лучи солнца скользят по хрустальной глади равнинной воды. Воздух над ней чист и прозрачен.

Вы услышите шум горной воды, которая несется с вершин, сметая на пути все, что ей попадется, стачивая вековые камни, мешаясь со снегом и мелкими камнями. Щекочущий слух шум ее бега помогает почувствовать радость от прикосновения к природе…

Запомните эти звуки природы!

Вы медленно возвращаетесь на урок. Откройте глаза. Посмотрите друг на друга. Тепло и сердечно улыбнитесь.

Беседа

Цель беседы — закрепить представление учащихся о музыке природы и умение слушать музыку природы. На основе вопросов, представленных в рубрике «Размышляем, беседуем», рассуждения учащихся направляются на понимание того, что умение слышать музыку природы помогает радоваться жизни, вызывает эмоциональный подъем, способствует развитию умения видеть и понимать прекрасное.

1. Какие звуки бывают в природе?

2. Какие чувства вызывают у человека различные звуки природы?

3. Какие звуки природы вы любите слушать?

 

Один ответ на “Поурочный план—Учимся слышать музыку природы”

  1. татьяна

    очень нужный урок

    Ответить

Оставить комментарий