Поурочный план—Со временем сверяя шаг …

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 10 класса на тему «Со временем сверяя шаг …». Урок 29-30.

Цель: углубление представлений учащихся о современности как возможности человека раскрыть свой потенциал.

Задачи:

1. раскрыть смысл понятия «человек своего времени»;
2. развить способность жить в ритме современности;
3. воспитывать аккуратность, пунктуальность, ответственность.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Обращение к эпиграфу урока поможет учащимся задуматься о необходимости ценить настоящий момент:

Жизнь истинная только в настоящем. То, что было, того уже нет, нет и того, что будет, — есть только то, что сейчас. И о том, чтобы сейчас жить хорошо, только об этом всеми силами души и надо стараться. Если люди учат тому, что в этой жизни надо жить для будущей жизни, не верьте им. Жизнь мы знаем и проживаем только эту. И потому все силы надо направить на то, чтобы эту жизнь -и не только всю эту жизнь, но всякий час этой жизни прожить как можно лучше.

Алексис Токвичъ

Иллюстрацией к теме служит репродукция картины казахстанской художницы Асии Хайруллиной «Мгновение».(Представлена в учебнике.) Композиция отражает представление автора о времени, которое трудно увидеть в конкретных очертаниях. Однако художница создает его причудливый образ. Мгновение, которое, возможно, не замечено нами, но уже не повторится… Поэтому столь неопределенны линии, размыты границы изображаемого. Люди не чувствуют время…

А как учащиеся прочитают замысел? Желательно дать возможность высказаться как можно большему числу десятиклассников, ведь им предстоит изобразить свое собственное представление о времени в следующем творческом задании:

Как вы представляете себе время? Отразите это в рисунке.

Интересный образ создан в эссе «Кочевник цивилизаций», Нины Савицкой, в котором жизнь человека сравнивается с временами года. Эту аналогию предлагается использовать при выполнении следующего задания.

Прочитайте представленный отрывок. Попробуйте представить жизнь как смену времен года. С каким временем года вы сравнили бы ваш возраст? Какие параллели между вашими действиями и явлениями природы можно провести?

КОЧЕВНИК ЦИВИЛИЗАЦИЙ

(Отрывок из книги)

Нина Савицкая

Падает лист по осени.

С желтинками, с красноватым крапом.

Кукожится трава.

Пожухлые, отряхнувшие листву стебли маячат по ветру засохшими головками соцветий.

Одинокие карагачи, неведомо как попавшие в степь и осевшие здесь небольшой стайкой, сбросили свои летние наряды и постукивают друг друга уже оледеневающими ветвями.

На буграх, в лунках, пробитых копытами домашних животных, стынет водица последних дождей. Осень — пора увядания. Как и прожитые годы.

Для кого-то они — опавшая листва, которую закопают в землю. Вместо удобрений. Или стылый ветер разнесет ее по миру.

Была — и нету.

Для кого-то — итог реализованных задач. Листья прожитого падают и падают… Человек видит себя в трех измерениях: далекое, недавнее, настоящее.

Как человек жил, где сбился с тропки, где выправился. Человек вспоминает.

…Прожить жизнь набело редко кому удается. Но на то он и человек, чтобы совершать ошибки. И исправлять, если достает мудрости и терпения.

Совесть у каждого своя. Честность у каждого своя.

Правда у каждого своя.

…Остановиться.

Присесть на пригорке.

Окинуть взглядом прожитое и оценить его

с позиций

Истины никогда не поздно.

Время — это такая неизведанная материя,

которой может и недоставать

и которую можно растянуть.

Одни — мертвы при жизни. Их окружает пустота.

Другие — уйдя из жизни, живы. Помнятся их Дела.

…Стучат голые ветки.

Они оживут. Весной.

Пожухлую траву заменит молодая поросль.

Одно поколение сменится другим, более образованным.

И человеческие ценности для более зрелого общества перестанут быть чем-то абстрактным, неким эвфемизмом, правилами кем-то придуманной игры, а обернутся нормами, несущими Благо для граждан страны.

По осени падает лист.

Пора увядания.

Пора подведения итогов.

Осень сменит зима.

И придет весна.

И расцветит природу.

И воссияет жизнь —

в новом измерении.

Разговор о современности следует начать со стихотворения Андрея Вознесенского «Монолог XX века».

Приближается век мой к закату

-Ваш, мои отрицатели, век.

На стол карты!

У вас века другого нет!

Пока думали очевидцы:

Принимать его или как?

-Век мой, в сущности, осуществился

И стоит как кирпич в веках.

Называйте его уродливым,

Шлите жалобы на творца,

На дворе двадцатые годы –

Не с начала, так от конца.

Историческая симметрия.

Свет рассветный — закатный снег.

Человечья доля смиренная –

Быть как век.

В схватке века с активной теменью

Каков век, таков и поэт.

Любимые современники,

У вас века другого нет…

…Изучать будут век мой в школах,

Пока будет земля Землей,

Я не знаю, конечно, сколько,

Но одно понимаю — мой.

  • Как определяет поэт двадцатый век?

  • Каким видится вам век двадцать первый?

 

Оставить комментарий