Поурочный план—Радость созидательного труда

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 8 класса на тему «Радость созидательного труда». Урок 21-22.

Цель: расширить представления учащихся о значимости труда в жизни человека как способе созидания добрых, прекрасных дел для себя и других.

Задачи:

1. раскрытие смысла понятия «созидательный труд», значения труда в гармоничном развитии человека;
2. развитие умения выполнять любое дело с радостью и с любовью, интереса к познанию, к учению;
3. воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к порученному делу.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель тепло приветствует учащихся и читает им стихотворение Р. Ахматовой, которое настроит на тему урока. Главная задача учителя заключается в том чтобы учащиеся поняли мысль, что радость созидания есть в самом жизнетворчестве. Для этого могут быть использованы дополнительные методические приемы и средства.

Чтение

Рассказ М.Турежанова «Помощь» созвучен стихотворению Р.Ахматовой и содержит идею, которая задаст тон всему уроку: «Труд — это самое главное, на чем земля держится».

ПОМОЩЬ

Мадыхат Турежанов

Дед Аргына запряг в телегу рыжую кобылу и ездит на сенокос. С утра он собирается в дорогу. Точит косу, наливает кумыс в торсык. Вечером по пути домой у него весело на душе, телега доверху нагружена зеленой травой — бидаиком.

-Ну, хорошо тебе? — спрашивает у него сын. И старик отвечает:

-Еще бы! Чистый воздух бодрость придает, кровь по жилам ходит, как у орла на лету!

Слушает Аргын, и ему тоже хочется поехать на сенокос, но он все не решается высказать деду свое желание.

Как-то утром, когда дед запрягал лошадь, мальчик потихоньку подошел к нему и попросил:

-Дедушка, возьми меня с собой!

  • Там жарко, тебе нить захочется.

  • А я тогда кумыс пить буду!

  • А если проголодаешься?

  • Хлеба поем.

-Не будешь привередничать, как дома? Что я ем, то и ты будешь есть?

  • Да, дедушка.

  • Помогать мне будешь?

  • Буду! ,

И они оба в Коктомаре. Там трава высокая, мальчика в ней не видно. Дед распряг лошадь, показал Аргыну, где можно собирать землянику. Тот взял чашку для кумыса и, набрав полную, принес деду. Много чашек набрал, и каждый раз угощал старика. А ягоды красные, спелые, вкусные. Аргын и сам досыта наелся. А когда пить захотел — кумысу у деда попросил. И за бабочками удалось ему побегать, и букет цветов нарвал: бабушке подарок! И тут Аргыну вспомнилось, что деду нужно помочь. Подошел он поближе и говорит:

-Дай, дедушка, помогу тебе!

Удивленно смотрит старик на внука: что такой маленький может сделать?

  • Накошу травы, — предлагает Аргын.

  • Не сможешь накосить, порежешься!

  • Ну, дай грабли — буду сгребать.

Дедушка дал внуку грабли и показал, как сгребают сено. Потом они нагрузили травой телегу. Вернулись домой только вечером. Вышли во двор бабушка и отец Аргына, хвалят старика:

-Вот, Аргын, какой твой дед молодец: сено душистое, так его много…

  • Это сено особое, оно скоту еще как понравится!

  • Почему особое, ты его каждый день привозишь?

-А потому, сынок, что мне сегодня Аргын помогал! Давай в его честь праздник устроим! — улыбнулся дедушка. — Я в двенадцать лет научился косить; когда Аргыну столько же будет, мы и его научим. Пусть растет таким же тружеником, как дед и отец. Труд -это самое главное, на чем земля держится.

1. Почему было хорошо деду Аргына?

2. Удалось ли Аргыну испытать радость трудового дня? Как?

Размышляя над вопросами, учащиеся придут к выводу, что в основе особого душевного состояния и дедушки, и внука лежит совместный труд, который дает ощущение радости от полученных результатов. Направляя рассуждения отвечающих, учитель подводит их к выводу: полезный труд всегда в радость.

Задание

Выполняя задание, учащиеся смогут проанализировать собственный опыт приобщения к труду, свои ощущения и чувства. Это подготовит к более осмысленному восприятию учебной информации.

Вспомните, когда вы впервые испытали радостное состояние от приобщения к труду. Расскажите об этом. Что вы чувствовали при этом? Что чувствовали окружающие, которые помогли вам открыть радость труда?

Оставить комментарий