Поурочный план—Постижение красоты мира

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 9 класса на тему «Постижение красоты мира». Урок 17-18.

Цель: углубление представлений учащихся о красоте человека и окружающего мира.

Задачи:

1. раскрытие смысла красоты окружающего мира как источника вдохновения;
2. развитие стремления замечать и ценить красоту; окружающего мира;
3. воспитание чувства прекрасного.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель или ученик открывают урок стихотворением, в котором автор отразил свое представление о смысле жизни, заключающемся в способности видеть красоту мира:

КАК КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ

Татьяна Ярошевич

Как красиво и правильно жить,

Октября созерцая мгновенья,

Земли ароматы и краски ценить

И ветра ловить вдохновение!

Как красиво и правильно быть

Тем, кто есть, и собою всегда оставаться,

И линией верною жизненной плыть,

И миру в глаза улыбаться!

Беседа

Вопросы, предлагаемые в учебнике для обсуждения, помогут учащимся восстановить ранее полученные знания о красоте:

      1. Как бы вы определили понятие «красота»?

  1. Где можно встретиться с красотой в обычной жизни?

  2. Что значит стремиться к красоте?

  3. Кто может создавать красоту?

  4. Рассматриваете ли вы красоту как одну из важнейших ценностей человека? Поясните ответ.

Комментируя ответы учащихся, учитель напомнит, что красота — это все, что радует глаз и сердце, все, что связано с добром и любовью. С красотой неразделимы человек и природа, а значит, и весь мир.

Чтение

В эссе Ю.Бондарева «Красота» ключевое понятие темы рассматривается через связь мира и человека.

КРАСОТА

Юрий Бондарев

Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию?

И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми ее закатами, восходами, свежими утрами и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека -и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.

В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем, юдолью человека в мировом пространстве и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека — и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать самое себя, как это могут сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва так же, как, в сущности, и разум для разума — в этом поедающем самоуглублении нет свободной игры, притяжения и отталкивания, живого дыхания, поэтому оно обречено на гибель.

Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, ведь ощущение красоты — это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

Красота связана с жизнью, жизнь — с любовью, любовь — с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, — всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги — не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.

Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.

Анализ проводится по вопросам

  • Что одухотворяет красоту? В чем смысл красоты?

  • В чем главная ценность красоты?                  

 Комментируя ответы учащихся на вопросы, учитель подчеркнет, что красоту одухотворяет человек, а главная ее ценность в том, что она дает человеку «ощущение жизни, любви, надежды».

Оставить комментарий