Поурочный план— Картина мира

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 7 класса на тему «Картина мира». Урок 17-18.

Цель: углубить представления учащихся о ценности окружающего мира.

Задачи:

1. расширение представлений о понятии «окружающий мир»;
2. развитие ценностного отношения к миру;
3. воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг. Учитель либо один из учеников читает стихотворение В. Полторацкого из учебника:

В.Полторацкий

Зовет нас даль непройденных дорог. Услышав этот зов, душа томится, И сердце жарче начинает биться, Торопит: « В путь, скорее за порог!» А за порогом — Вечности исток. Все в мире начинается с движенья: Из родника река берет теченье, Из спелого зерна проклюнется росток. Из темной почвы тянется он к свету, Чтобы процвесть и вновь родить зерно. В движенье все как есть вовлечено -Пылинки и огромные планеты. Несется, движется, не ведая покоя, Вся мировая бесконечность звезд,

Где Млечный Путь — всего лишь

утлый мост, Поднявшийся над темною рекою. А человек? На зернышке Земли Он, как молекула, невидимая глазом. Но у него есть сила духа — разум. И тем он, как Вселенная, велик …

Комментарии учителя позволяют учащимся понять авторскую идею о вечности и бесконечности мира, в котором мы живем, и о том, что человека зовет «даль непройденных дорог», несущих новые открытия.

Далее предлагается произнести друг другу слова напутствия в увлекательном путешествии, связанном с познанием мира.

Беседа

Беседа проводится на основе вопросов, представленных в учебнике:

     1. Что вы вкладываете в выражение «окружающий нас мир»?

  1. Все ли вам понятно в этом окружающем мире?

  2. Какое из утверждений выбрали бы вы: «мир прост», «мир необычайно сложен»? Почему?

  3. Каково место человека в этом мире?

  4. Зависит ли смысл жизни человека от его отношения к миру? Поясните ответ.

  5. Как бы вы объяснили смысл выражения «этот вечный мир»?

Цель беседы — актуализация знаний и умений учащихся, приобретенных в ходе изучения других предметов (естественнонаучного и обществоведческого циклов), и подготовка к осмыслению нового учебного материала. Направляя интеллектуальную деятельность учащихся на интеграцию имеющихся у них знаний и умений для понимания ценности окружающего мира не только для отдельного человека, но и жизни вообще, учитель осуществляет беседу по вопросам с целью осмысления учащимися ответственности за благополучие мира, в котором мы живем. Учитель, используя дополнительные вопросы, наводящие на раскрытие собственной позиции, подводит учащихся к тому, что ценностное отношение человека к миру зависит от его знаний о нем, от умений создавать позитивную картину окружающего мира. В результате беседы учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу о значимости образования в понимании ценности окружающего мира, существующего независимо от нас, в создании для себя позитивной картины мира для того, чтобы жить в гармонии с ним.

Чтение

Для подтверждения сделанных учащимися выводов о ценности мира предлагается прочитать стихотворение К. Кулиева:

К. Кулиев

Любой в этот мир пришедший

Его открывает впервой,

Как двери нового дома,

Который возвел другой.

Он мир открывает, как окна

В доме, окно за окном,

И видит он в одном — утро

И вечера ночь — в другом.

1. Что открывает человек, придя в этот мир?

2. Как вы понимаете выражение автора «…мир открывает, как окна…».

Вопросы в конце текста, также приглашая учащихся к размышлению, расширяют их представления о ценности окружающего мира.

Учебная информация

Учащиеся знакомятся с учебной информацией, представленной в рубрике учебника «Узнаем новое».

Цель данной информации заключается в передаче основной идеи урока, детали которой будут раскрываться и усваиваться в ходе других видов деятельности. В связи с этим короткая, но емкая установочная информация нужна для последующих размышлений и открытий.

Восприятие мира зависит от уровня знаний, эмоциональных переживаний, творческих способностей человека познавать, понимать и принимать окружающий мир. Восприятие мира и создание его картины важно для человека, чтобы найти свое место в нем.

Оставить комментарий