Поурочный план—Гражданин Земли

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 10 класса на тему «Жизнь-бесценный дар». Урок 23-24.

Цель: углубление представлений учащихся о значимости деяний каждого человека в судьбе планеты.

Задачи:

1. раскрыть созидательный смысл единения людей на планете Земля;

2. развить навыки планетарного мышления;

3. воспитывать активную жизненную позицию.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Некоторые проблемы данной темы уже знакомы учащим­ся. Однако их предстоит осмыслить с точки зрения важности для каждого жителя Земли, а значит, найти то объединяющее начало, которое позволит любому человеку почувствовать свое родство со всеми жителями нашей планеты.

Отрывок из размышлений героини повести киргизского писателя Чингиза Айтматова, представленный в рубрике «Чтение», содержит возможность обсудить ключевые вопросы темы:

  • Как Земля может сделать человека счастливым?

  • Что человек может сделать для своей планеты?

***

Чингиз Айтматов

И земля в ту синюю светлую ночь была счастлива вместе с нами. Земля тоже наслаждалась прохладой и тишиной. Над всей степью стоял чуткий покой. В арыке лепетала вода. Голову кружил медовый запах донника. Он был в самом цвету. Иногда набегал откуда-то горячий полынный дух суховея, и тогда колосья на меже качались и тихо шелестели. Может быть, всего один раз и была такая ночь. В полночь, в самую полную пору ночи, я глянула на небо и увидела Дорогу Соломщика — Млечный Путь простирался через весь небо­склон широкой серебристой полосой среди звезд. Я вспомнила слова Суванкула и подумала, что, может быть, и в самом деле этой ночью прошел по небу какой-то могучий, добрый хлебороб с огромной охапкой соломы, оставляя за собой след осыпавшейся мякины, зерен. И я вдруг представила себе, что когда-нибудь, если исполнятся наши мечты, и мой Суванкул вот так же понесет с гумна солому первого обмолота. Это будет первая охапка соломы, своего хлеба. И когда он будет идти с этой пахучей соломой на руках, то за ним останется такая же дорожка растрясенной половы. Вот так я мечтала сама с собой, и звезды мечтали вместе со мной, и мне вдруг так захотелось, чтобы все это сбылось, и тогда я в первый раз обратилась к матери-земле с человеческой речью. Я ска­зала: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам зачем рождаться на свет? Мы твои дети, Земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!»

Направление поиска ответов на предложенные выше вопросы с целью их углубления помогут определить раз­личные виды деятельности. В первую очередь — размышле­ние над содержанием сочинения ученицы 10 класса, пред­ставленного в рубрике«Ситуация».

Прочитайте сочинение ученицы 10 класса. Проанали­зируйте его содержание с точки зрения значимости национальных ценностей каждого народа для всего человечества.

«Я живу в прекрасной стране Казахстан. Мне кажется, что моя земля обладает такими богатствами, которые объединяют всех живущих на ней людей. Например, история. В ней меня особенно волнует страницы, связанные с древним городом Отрар. Вот одна из них.

Двигаясь на запад, многочисленные полчища Чингизхана сметали все на своем пути. Легко и молниеносно опустошали они один за другим южные города, да вот запнулись на непо­коренном Отраре, где сходился узел дорог. Пять месяцев держался город, легендарная цитадель степной оседлости, родина великого аль-Фараби. А потом случилась измена, и город погиб…

Это был крупнейший торговый, экономический и культурный центр, стоявший на Великом Шелковом пути еще в ранние средние века. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, начавшиеся в 1971 году. Было вскрыто целое городище площадью 20 гектаров, высотой 18 метров. Со своей системой поливных каналов и городским водопроводом, ведущими начало с 1-4 веков. К тому же времени относятся ремесла: ткацкое, стекольное, ювелирное, кузнечное, гончарное, резьба по дереву и кости. Сам город состоял из четко спланированных кварталов, насчитываю­щих от 6 до 15 домовладений. Часть их принадлежала людям состоятельным, часть — ремесленникам.- Были кварталы гончаров, обработчиков металла, существовал монетный двор. Разве это не послужило развитию всего человечества?

Есть в моей стране и хранилище прекрасного искусства. Это — Центральный государственный музей имени Абылхана Кастеева. В настоящее время фонды музея насчитывают более двухсот тысяч экспонатов. В музее 14 залов для пос­тоянных экспозиций, периодических и передвижных выста­вок. В коллекции музея прослеживается история искусств Востока и Запада от древности до наших дней, широко пред­ставлено национальное изобразительное искусство Казах­стана. Жемчужины коллекции — уникальные золотые украше­ния из Жалаулыкского и Иссыкского кладов, Каргалинская диадема. Такая красота помогает любому человеку осознать объединяющее начало искусства для всех жителей Земли.

И еще я хочу сказать о Медео. Каждый, кто приезжает в мой город, стремится увидеть высокогорный каток. Он яв­ляется крупнейшим в мире комплексом зимних видов спорта: скоростного бега на коньках, хоккея, фигурного катания и других. Многие годы он является местом проведения между­народных турниров и чемпионатов. Я горжусь, что на Медео пройдут игры Азиатской олимпиады. В течение многих лет здесь проходит международный музыкальный фестиваль «Азия дауысы», в котором принимают участие исполнители из многих стран мира.

Вот так моя страна объединяет людей. А ведь, действитель­но, что нам делить? Человечество должно помнить, что, не­смотря на разные цвет кожи, религиозную принадлежность, язык, мы все одной крови. События истории, достижения куль­туры, красоту языка мы должны воспринимать не как элементы различия, а как ростки объединения. И тогда не будет границ, и каждый человек будет стремиться познать душу другого народа через красоту его культуры, традиций, истории, ведь на самом деле культура, история, традиции каждого народа — это прекрасные грани сокровищницы всего человечества.

В письме рассматривается возможность объединения людей на основе культуры, в которую каждый народ смог бы внести что-то свое, близкое любому человеку, живущему на планете Земля. Учителю важно подчеркнуть активную жизненную позицию, которую автор высказывает в письме. Именно активное желание найти объединяющее звено для всех людей является несомненным достоинством автора.

Задаче поиска решения проблемы объединения людей служит и ряд следующих заданий:

  1. Представьте, что человечество решило создать Музей мировых достижений. Что лично вы посоветовали бы разместить в этом музее? Почему?

  2. Современный российский писатель Владимир Войнович, участвуя в одной из телевизионных передач, сказал: «Если бы я был директором земного шара, я бы издал закон о том, что любой человек может жить там, где захочет». Прокомментируйте это высказывание.

  3. Какие нужны законы, чтобы люди на нашей планете жили в мире и согласии?

4.Прочитайте стихотворения Вячеслава Куприянова, в которых поэт не ставит знаков препинания. Как вы думаете, почему? Какой урок преподал автор читателю в своих стихотворениях?

Оставить комментарий