Поурочный план—Дорогу к знанию ищет человек

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 10 класса на тему «Дорогу к знанию ищет человек». Урок 19-20.

Цель: углубление представлений учащихся о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Задачи:

1. раскрыть значение познания как смысла бытия, показать способы познания;

2. развить навыки познания себя и окружающего мира;

3. воспитывать познавательную активность, трудолюбие и целеустремленность.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Для старшеклассника, завершающего свое образование в школе, важно уяснить, что процесс познания не ограничивается рамками учебного учреждения, а продолжается всю жизнь. Важно развить в себе стремление познавать, видеть в этом не скучную обязанность, а источник радости жизни. Формированию такой позиции способствует деятельность учащихся на уроке, которая заключается в следующем.

Вначале они отвечают на вопросы, представленные в рубрике учебника «Беседа»:

1. Можно ли сказать, что любая человеческая жизнь -познание? Почему?

2. Что для вас является главным источником познания?

3. Расскажите об интересном открытии, сделанном вами. Что помогло вам его совершить?

Отвечая на вопросы, десятиклассники придут к выводу, что сама жизнь в своей многогранности является источником познания.

Определить для себя значимость школьных предметов помогает знакомство с высказыванием древнегреческого писателя Ксенофонта, основанном на анализе позиции Сократа, что предлагается в рубрике «Задание»:

Прочитайте высказывание. Прокомментируйте свое отношение к позиции древнегреческого писателя, историка, политического деятеля Ксенофонта, жившего в У-1У вв. до нашей эры. Поставили ли вы себе пределы в овладении какими-либо предметами? Почему? Рассмотрите произвольно выбранный вами ряд учебных дисциплин с точки зрения пользы их изучения лично для вас.

Сократ постоянно указывал своим ученикам на то, что при правильно поставленном образовании в каждой науке надо доходить только до известного предела, который не следует переступать. По геометрии, говорил он, достаточно знать настолько, чтобы при случае быть в силах правильно измерить кусок земли, который продаешь или покупаешь, или чтоб разделить на части наследство, или чтоб суметь распределить работу рабочим. «Это так легко, — говорил он, -что при небольшом старании не будешь затрудняться ни над каким измерением, хотя бы пришлось размерять всю землю». Но он не одобрял увлечения большими трудностями в этой науке, и хотя сам лично знал их, но говорил, что они могут занять всю жизнь человека и отвлечь его от других полезных наук, тогда как они ни к чему не нужны. По астрономии он находил желательным знать настолько, чтоб по небесным приметам узнавать часы ночи, дни месяца и времена года, уметь не потерять дорогу, держать направление в море и сменять сторожей. «Эта наука настолько легка, — прибавлял он, — что она доступна всякому охотнику, всем мореплавателям, вообще всякому, кто хочет сколько-нибудь ею заняться». Но доходить в ней до того, чтоб изучать различные орбиты, описываемые небесными телами, высчитывать величину планет и звезд, их отдаленность от земли, их движения и изменения, — это он крайне осуждал, потому что не видел в таких занятиях никакой пользы. Он был такого низкого мнения о них не по неведению, так как сам изучил эти науки, а потому, что не хотел, чтоб на излишние занятия тратилось время и силы, которые могли быть употреблены на самое нужное человеку: на его нравственное совершенствование.

Подчеркнем, что суждение спорно, ведь каждый человек сам определяет для себя вершины познания, однако возможность порассуждать над проблемой представляется очень интересной.

В следующем задании у учащимся предстоит поразмыслить над тем, что каждый человек является учителем для другого:

Прочитайте высказывания. Что их объединяет? Чему вы научились у других людей?

Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки, недостатки и всякого рода дурные стороны; но мы большею частью поступаем при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

Шопенгауэр

«Познай самого себя» есть основное правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; старайтесь думать о своих интересах как о чем-то второстепенном, преклоняйтесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного.

ДжонРескин

Если мы сойдемся трое, то я наверное найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подражать, а глядя на дурного человека, буду стараться исправить себя.

Китайская мудрость

Многому я научился у своих наставников, еще более у своих товарищей, но более всего у своих учеников.

Талмуд

Представленная далее ситуация и идущее вслед за ней задание связаны между собой, так как в задании описано благополучное разрешение создавшейся проблемы. В поведении юноши есть все предпосылки достижения цели, что наверняка почувствуют учащиеся. Такими предпосылками являются познавательная активность, целеустремленность, увлеченность Сергея.

Оставить комментарий