Поурочный план—Дорога в самостоятельную жизнь

Оставьте комментарий

Поурочный план по самопознанию для 11 класса на тему «Дорога в самостоятельную жизнь». Урок 29-30.

Смысл жизни у каждого человека свой, он заведомо не может быть общим для всех. Тем не менее все мы движемся по возрастной лестнице своего жизненного пути, на каждом этапе которого имеются не только индивидуальные, но и общие, заданные извне смыслообразующие компоненты, которые определяют не столько содержанием, сколько направлением целей и задач, стоящих перед человеком того или иного возраста.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Изречения, выступающие в качестве эпиграфов урока, раскрывают перед учащимися смысловые линии последующих уроков.

Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.

Дж. Голсуорси

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

СенеКа

Каждый человек рождается для какого-то дела.

Эрнест Хемингуэй

Если вы хотите изменить мир — будьте счастливы… Подходите творчески ко всему

ДенглзЛинн

Обозначенная в эпиграфах тема более глубоко раскрывается в рубрике «Чтение», когда учащиеся знакомятся с текстом Волынской А.Б. (Из книги «Социальные ориентиры жизненных смыслов в юношеском периоде жизни»).

Смысл жизни у каждого человека свой, он заведомо не может быть общим для всех. Тем не менее все мы движемся по возрастной лестнице своего жизненного пути, на каждом этапе которого имеются не только индивидуальные, но и общие, заданные извне смыслообразующие компоненты, которые определяют не столько содержанием, сколько направлением целей и задач, стоящих перед человеком того или иного возраста.

В юношеском периоде жизни от человека требуется, прежде всего, самоопределение — выбор профессии и связанного с ним основного направления жизненного пути. Эта задача существует в разных вариантах, но обязательно касается всех вступающих в жизнь молодых людей…

Задача для вчерашних школьников, прямо скажем, не из легких…

Какому из своих интересов отдать предпочтение, насколько он устойчив и может ли стать основой для будущей профессии, достаточно ли у меня способностей и на какой уровень я могу претендовать — подобные вопросы встают в этот период жизни практически перед каждым.

Выбор может осложняться еще и тем, что, не зная никаких других ценностей, многие молодые люди отождествляют понятие богатства с понятием счастья. Эти ценности, представленные в романтическом ореоле, постоянно транслируются через СМИ. При таком положении вещей значительная часть молодежи интересуется своей идентичностью меньше, чем внешним социальным преуспеванием. Соответственно, выбор специальности проходит под знаком ее оплачиваемости и престижности, без учета собственной внутренней предрасположенности… Что в дальнейшем обходится гораздо дороже, чем это кажется на первый взгляд. Во-первых, отсутствие достаточного интереса и способностей к профессии не позволит молодому человеку занять в ней положение на верхних этажах. В то же время, высокая квалификация в интересной для него, но менее денежной профессии, возможно, обеспечила бы ему не меньший доход. Во-вторых, эмоциональное удовлетворение от работы и связанное с этим самоуважение не измеряется ни в каком денежном эквиваленте, но является очень значимой ценностью. Увы, при таком выборе эта ценность безвозвратно утрачивается. В-третьих, никто не гарантирует, что ныне престижная и хорошо оплачиваемая профессия через десять-двадцать лет останется таковой. И что же тогда получается? Нелюбимая работа, невысокий уровень собственных профессиональных достижений, помноженный на неожиданно понизившиеся престиж и оплату этой сферы деятельности!

Для некоторых юношей и девушек характерно нежелание или боязнь взрослеть. Переход от зависимости детства к самостоятельности и ответственности взрослости имеет две стороны. Зависимость неприятна, а ответственность страшна. Однако некоторые молодые люди, привыкшие к зависимости, вполне примирились с ней и готовы терпеть ее и дальше, лишь бы не брать на себя ответственность. Возможно, зависимость в детстве для них была не особенно тяжелой, или они просто к ней слишком хорошо приспособились и даже не представляют себе, как может быть иначе. В подобных случаях вырастают инфантильные особи, стремящиеся к вечному детству, неспособные вступить во взрослую жизнь, а тем более — найти в ней свое место…

Юность ориентирована в значительной степени на будущее. В это время строятся грандиозные жизненные проекты, мысленно примериваются различные профессии и социальные роли, проигрываются разные варианты жизненного пути. Однако даже в этом молодой человек совсем не так свободен, как бы нам того хотелось…

Первое — это социальные ограничения: материальные возможности семьи, ее образовательный и культурный уровень, наличие или отсутствие связей с влиятельными лицами, величина и статус места жительства. Обычно это понимают все, но главное все же не в этом. Еще важнее наличие неосознаваемого жизненного плана, который складывается отнюдь не в сознательном возрасте, а гораздо раньше. Уже в детском саду, в сюжетно-ролевых играх дети невольно демонстрируют свои представления о собственном будущем. Идентифицируя себя с любимыми куклами и другими игрушками и придумывая для них сценарий и роли, они выдают то, о чем не до конца знают сами: свои ожидания будущих событий, свою социальную значимость, отношение к себе других людей. Поскольку эти ожидания мало осознаются, пересмотреть их через прожектор сознания приходит в голову далеко не всем.

Юношеские мечты о собственном месте в жизни можно разделить на те, которые молодые люди намереваются реализовать, и те, которые изначально нежизнеспособны, но приносят эмоциональное удовлетворение как раз вследствие своей недостижимости и иллюзорности. Если ко вторым именно так и относиться, они могут принести определенную эмоциональную разрядку, и, возможно, в этом их польза. Но как только их смешивают с мечтами первого типа и хотят воплотить их в жизнь, человеку практически гарантированы жестокие разочарования.

Будущее любого человека строится исходя из его прошлого, опираясь на то, что уже есть. Молодой человек вынужден учитывать свои потенциальные возможности, выбирать не все, что ему пожелается, а только наилучшее из доступного. Само понимание этого часто дается с трудом и требует преодоления внутреннего сопротивления — хотелось бы верить в безграничность своих возможностей, тем более что официальная пропаганда провозглашает широко открытые пути для каждого.

Мудрость в данном случае предполагает нахождение меры в понимании своих возможностей и ограничений. Неумение себя ограничивать приводит к дезадаптации, метаниям, неспособности найти свое место в жизни. В этом случае, из-за отсутствия четкого и реального направления, обстоятельства больше управляют человеком, чем он ими. С другой стороны, чрезмерное ограничение приводит к тому, что человек теряет многие возможности, особенно труднодоступные, становится заморенным, перестает развиваться. Он даже не замечает множества вариантов и невольно проходит мимо того, что могло бы улучшить его жизнь. Неумение найти свою идентичность и свое место в жизни препятствует обретению смысла, так как смысл жизни и ее отдельных этапов не выдумывается произвольно, а вытекает из сочетания личностных свойств и конкретных обстоятельств. Если этого не происходит, то появляется недовольство ранее сделанными выборами, возникает ощущение бессмысленности собственного существования даже при внешне благополучной обстановке. Потеря прежнего смысла жизни и интенсивные поиски нового происходят особенно часто именно в юношеском возрасте, поскольку переход от детства к взрослости требует трансформации главных жизненных смыслов. Упущенные возможности служат источником переживаний в дальнейшем, но часто они являются стимулом для самосовершенствования и наполняют жизнь смыслом, если человек захочет ему следовать.

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что понимание своих возможностей и ограничений является стимулом для самосовершенствования и наполняет жизнь смыслом.

Последующие задания ориентированы на индивидуальное выполнение. Они предполагают написание слов-ассоциаций к выражению «взрослая жизнь» и рассуждения о том, почему самостоятельная жизнь — необходимый компонент вступления молодого человека на стадию взрослости.

Оставить комментарий