Поурочный план—Будущее мира

1 комментарий

Поурочный план по самопознанию для 11 класса на тему «Будущее мира». Урок 23-24.

Данная тема раскрывает в себе несколько аспектов для сохранения будущего нашей цивилизации. Эпиграф темы включает три высказывания о человечестве, о превосходстве настоящего над прошлым и будущим и о важности сохранения опыта человечества, накопленного за многие тысячи лет.

Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.

Человечество — это река света, текущая в вечность.

X. Джебран

Будущее никогда не бывает нам столь ясно, как прошедшее, точно так же, как прошедшее в свою очередь никогда не имеет над нами такой силы, какую имеет настоящее.

Н. Добролюбов

Жизнь для меня — это не свеча, это горящий факел, данный мне на время, и я хочу, чтобы он горел как можно ярче, прежде чем я передам его будущим поколениям.

Джордж Бернард Шоу

Вопросы, представленные в рубрике «Беседа», помогут выявить знания учащихся о наследии предков, о том, каким они представляют своё будущее и что они делают для светлого будущего.

1. Как вы понимаете выражения «Духовная связь поколений», «Мировое наследие человечества»?

2. Каким вы представляете будущее мира, человечества?

3. Как будущее связано с настоящим? Прошлым?

4. Что вы делаете для своего будущего?

В дополнение к ответам учащихся, учитель зачитывает «Учебную информацию», которая подчеркивает значимость вклада в будущее нашими предками.

Люди в прошлом мечтали о будущем, жили, творили, страдали, радовались и умирали ради завтрашнего дня. И всем им мы обязаны сегодняшним и завтрашним днём.

Продолжая тему наследия предков, учащимся предлагается ознакомиться с текстом Орынбая Жанайдарова «Народ, живущий ради своих потомков», в котором ставится акцент на сохранение многовекового опыта и традиций, созданных нашими предшественниками.

НАРОД, ЖИВУЩИЙ РАДИ

своих потомков

Орынбай Жанайдаров

Дети, потомство — всегда были в центре внимания кочевников, семьи и каждого отдельного человека. Даже самый великий из людей мечтает о том, чтобы у него были дети. Дети — суть и смысл будущей жизни, и семья без наследников, грубо говоря, семья без будущего. Человек, передавая через детей цепочку жизни, живёт «тысячи лет», «дом, в котором есть дети, это праздничный базар, шумный и весёлый, а дом без детей — всё равно, что молчащая могила — мазар», — говорили наши далекие предки. Всю свою историческую жизнь проведшие на конях в постоянном кочевье, тысячи раз умирая и тысячи раз возрождаясь, кочевники с особым вниманием относились к своему потомству, всё делали для того, чтобы воспитать сильных, умных, красивых, добропорядочных детей. Саки, хунны, уйсуни, канглы, небесные тюрки, кипчаки, аргыны и найманы, уаки и кереи и все прочие родовые объединения кочевников в произведениях устного народного творчества прежде всего уделяли внимание вопросам воспитания детей, в легендах и сказках, поэмах и богатырских дастанах, в исторических песнях обязательно отражали педагогические проблемы, стремились сделать жизнь детей наиболее полной, развитой, чтобы можно было своим потомкам передать вековой опыт, накопленный предками. В каждой из таких поэм или песен были строки или главы, посвященные продолжению рода, святому материнству, стремясь воспитать детей подобными то смелым белогривым волкам-тотемам, то мощньш и сильным оленям, или уподобляя сказочной птице самурык, взмахом крыла облетающей полсвета. Чего же желали своим детям наши далёкие предки скифы, хунны, уйсуни, канглы? Какие у них были устремления? Выдающийся учёный современности Алькей Хаканулы Маргулан в своём труде, повященном древним песням, поэмам, легендам и сказаниям, так пишет об этом: «Пусть белый баран-кошкар, идущий во главе отары, будет твоим; пусть косяк лошадей, которых возглавляет белый жеребец с острыми, как камыш ушами, а на краешке уха у него черная родинка, а глаза его, как чистое озеро, пусть он будет твоим, мой жеребёночек…».

Всего не пересказать несколькими словами, и, тем не менее, можно выделить три типа пожеланий будущему потомству, которым кочевники уделяли первейшее внимание:

  1. Бережно относиться к колыбели ребёнка и ко всему, что касается младенца.

  2. Уважительное отношение к женщине как к матери и воспитательнице будущего потомства.

  3. Обучение молодежи и юных воинов приемам выездки коней, умению обращаться с лошадью, а также изготовлению лошадиной упряжи, сёдел, уздечек, оружия для верхового воина.

Прошлые столетия, обстоятельства вынуждали казахов-кочевников защищать свою землю, свой народ от многочисленных нашествий. «…В трудное время собраться для войны, выйти навстречу врагу или отправиться в далёкий конный поход было для них первым делом, главным в жизни», — с восторгом писали о наших предках древние историки.

Но казахи оставались и остаются народом, заботящимся в первую очередь о своём потомстве, своём будущем.

Вопросы для обсуждения:

1.  Как вы думаете, сохранился ли в наши дни вековой опыт, накопленный нашими предками? Какую пользу приносит он нынешнему поколению?

2. Так ли важно сохранение творческого и культурного труда человечества?

3. В каких традициях воспитывают детей в вашей семье?

4. По вашему мнению, нынешнее поколение может быть фундаментом для будущего? Почему?

 

Один ответ на “Поурочный план—Будущее мира”

  1. gulnar

    структура урока немного иная не по требованию, однако содержание хорошее

    Ответить

Оставить комментарий