Доклад «Использование технологии исследовательского обучения на уроках самопознания»

Оставьте комментарий

Сведения об авторе публикации: Шаймерденова Акгерим Амзебековна,  учитель самопознания, педагогический стаж 17 лет. Работаю в 5-7 классах. Являюсь руководителем методического объединения учителей самопознания с 2014 года. Предмет самопознание преподаю 6 год, категория 2. Место работы г. Шымкент, школа- лицей № 15 имени Д.И. Менделеева.

Название публикации: Доклад «Использование технологии исследовательского обучения на уроках самопознания».

Аннотация к публикации: Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного и дополнительного обучения — создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

Пример занятия. Скачать материал полностью можно в конце статьи.

 

Моя цель как педагога  –  помочь каждому ребёнку выявить свои способности, создать условия для адаптации в социальной сфере, обрести гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми, подготовить к будущей жизнедеятельности, сохранить и заботиться о своем здоровье, т.е помочь всестороннему  развитию личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке. Cогласно Концепции развития образования РК до 2015 года «… основная тенденция развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесной связи вузовских исследований с потребностями социальной сферы и экономики, совершенствованию образовательных и информационных технологий» (1). Для реализации этих целей и задач я на своих уроках  активно применяю новые личностно-ориентированные  поисково-исследовательские  образовательные технологии. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый   Ф. А. Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Ф. Прокопович, В. Н. Татищев,         И. Т. Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

Этим обусловлено введение в образовательную программу методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, а также  развитие конкурсного движения среди исследовательских работ обучающихся. Что понимается под   исследовательской деятельностью? Под исследовательской деятельностью понимается «творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика  по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

В последнее время  возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности  в условиях школьного и дополнительного  обучения — создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

Организация исследовательской работы с учащимися   дает возможность решить ряд задач:

  1. развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
  2. овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования;
  3. обучение формам представления основных результатов  исследовательской работы учащихся.

Этапы исследования:

  • постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса);
  • изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • подбор методик;
  • сбор собственного материала;
  • его анализ и обобщение;
  • собственные выводы;
  • представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.

Этапы технологии с позиции педагога:

  • выбор темы исследования;
  • составление инструкции;
  • проведение работы;
  • оценивание работы учащихся (по критериям, заранее согласованным с учащимися).

Поддержка учебно-исследовательской деятельности школьника:

  • научно-методическое обеспечение;
  • информационно-коммуникативное обеспечение;
  • организационно-управленческое обеспечение.

В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

  • побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
  • сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
  • побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения;
  • давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;
  • давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

Очень важно учитывать, что процесс обу­чения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрас­тных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследователь­ской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и оп­ровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками духовной и материальной культуры;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Назову элементы исследовательской деятельности, используемые на уроках самопознания:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи;  проблематизация ,  целеполагание и формулирование задачи,        выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

 

Оставить комментарий